Штрафы за отсутствие тахографов

Внимание! Введены штрафы  для тех,  кто не имеет на автомобильном транспорте в России тахографы, с 01.04.2014 года

На сегодняшний день, наличие тахографов предусматриваются на транспорте N2, N3, а именно – авто с тонажностью выше 3,5, а также М 2 и М 3 – это автобусы, с более 8-ми посадочными местами, за исключением водителя, которые эксплуатируются для перевозки коммерческих грузов и пассажиров на всей территории РФ. Исключения из этого перечня автомобили М 2 и М 3, которые должны совершать поездки по маршруту каждый день по городу или за его пределы, перевозя пассажиров или багажи.

Таким образом, все юридические лица, а также частные предприниматели должны позаботиться об установке тахографа в эксплуатируемых средствах передвижения. Тахограф предназначается для четкого выполнения установленных норм, а также своевременного регистрирования важной информации показаний спидометра, времени передвижения транспорта на маршруте, пробег, а также о соблюдении установленного законом, времени пребывания за штурвалом водителя и времени его отдыха. Показания записываются непрерывно. 

штрафы за отсутствие тахографов

Для судебного разбирательства, показания тахографа – весомое доказательство, так как на основе информации, которую предоставляет тахограф, органы правопорядка имеют полное право наложить штраф или взыскание. Подлинность информации, которую предоставляет тахограф, не может оспорить никто, так как устройство имеет хорошую защиту от фальсификаций, на основе сверхсложной кодировки, с разными степенями защиты и уровнем доступа от передачи данных и прочего.

По закону, должны быть установлены цифровые тахографы двух типов:

  • тахограф с цифровым блоком, который соответствует Международному сертификату, а также удовлетворяет требования к Европейским тахографам;
  • тахограф, который имеет  криптозащиту. 

Тахограф с криптозащитой имеет специальный блок, который позволяет хранить информацию в зашифрованном виде, таким образом стереть, перекодировать или удалить информацию, без ее предварительной расшифровки становится невозможным. Современная модель СКЗИ имеет прекрасную защиту информации, имеет возможность создания и проверки цифрой подписи, а также имеет свойства привязывать информацию по временным и координационным параметрам. Такая модель неотделима от транспортного средства и блока НКМ, имеет активацию исключительно в конкретном транспортном средстве, что лишает возможности эксплуатировать тахометр на другой машине, в виду того, что есть необходимость получения лицензии ФСБ, при его поломке или ремонте. 

цифровой тахограф

Собственник автомобиля самостоятельно решает, какой из типов тахографа устанавливать на свой автомобиль. Для транспортировок на территории страны, могут быть использованы в Россиb, а вот для международных переездов, обязательно должны быть установлены цифровые тахографы с криптозащитой СКЗИ. Стоимость последнего немалая, превышает стоимость первого в два раза.

Законодательная база регламентирует обязательное оснащение на территории РФ Закон №196 «О безопасном дорожном движении» с дополнениями и изменениями от 14.06.2012 г. 

А именно предусмотрено:

  • оснащать автотранспортное средство тахографом для транспортировки людей до наступления 01.04.2014 г;
  • оборудовать автомобили, которые занимаются транспортировкой опасных грузов до 01.04.2014 г;
  • устанавливать в автомобили, категории N3, которые имеют массу больше 15 тонн и занимаются международными транспортировками, за исключением опасных;
  • оснащать автомобили, которые относятся к категории N2, занимающиеся транспортировкой неопасного груза;
  • устанавливать в автомобили, которые занимаются перевозками внутри страны, не имеют карточек для обеспечения своевременного перемещения населения, а также перемещения неопасных грузов  по международным сообщениям, имеющие установки, которые полностью соответствуют требованиям ЕСТР;
  • оборудовать транспортные средства предприятиями – изготовителями автотехники, до 01.04.2014 г.

Закон четко регламентирует, что внезависимости от вида деятельности, при использовании автомобилей, с 01.04.2014 года, оснастить технику цифровыми тахографами, в целях контроля режима отдыха и сна водителя. Аналоги, которые были установлены до 01.04.2014 года, имеющие бумажную «шайбу», заменять или демонтировать в обязательном порядке не нужно. 

Государственное Правительство четко регламентировало не только правила использования тахометров, но и их обслуживание, осуществление контроля, за их работой и правила эксплуатации. Обязательное наличие тахографов обеспечено необходимостью повышения безопасности на отечественных дорожных сообщениях. Но вместе с регламентированными правилами и рекомендациями, правительственными законами и актами предусмотрена жесткая система штрафов, вплоть до лишения возможности использовать автотранспортное средство. 

закон о тахографах

По международным стандартам, непрерывная езда может осуществляться водителем не более 10 часов, чтобы у водителя была возможность передохнуть и вернуть внимательность. Тахограф используется во множестве стран, информацию передает в виде графики, так что для международных поездок не требуется переводить или настраивать его под другой язык. 

В то же время, административный кодекс, согласно ФЗ-№78, предусматривает взыскание:

  • за наличие, но не установление или неисправный тахограф, определять наказание в виде взыскания на суму от 1000 р.-3000 р. с водителя автотранспорта или в суме от 5000 р.-10000 р. С должностных лиц;
  • за несоблюдение водителем машины, режима отдыха/сна, взыскать сумму 1000 р.-3000 р. с водителя;

По предварительной информации, ПП №36 будет аннулирован либо кардинально перестроен. Но независимо от этого, будет действовать система штрафов, за отсутствие тахографа или грубое нарушение режима непрерывного вождения, а также периода воздержания от езды, которые регламентированы ФЗ№78.

Важно отметить, что Административный кодекс станет действительным с 01.04.2014 года.

Согласно АК  РФ «Перечень неисправности, при которых запрещается эксплуатация автомобиля» определяет, что неисправность тахографа влечет запрет, а именно – снятие государственного номера, и дальнейшее использование транспорта. Транспорт, который занимается перевозкой опасного груза – перемещается на штрафстоянку. 

Законодательство регламентирует, что с 01.03.2013 года, установка и эксплуатация тахографов законодательно регулируется:

  • Постановлением правительства №922 от 03.08.1996 г.;
  • Постановлением Министерства транспорта №36 от 13.02.2013 г.;

Несмотря на законодательную обоснованность необходимости тахографов, оно же вносит ряд недопонимания. В частности, Постановление № 922 регламентирует обязательное установление тахографов, которые соответствуют требованиям ЕСТР. То есть, согласно постановления, автобусы, численность которых не превышает 20 посадочных мест, а также грузовики с тонажностью 15 тон. 

В ПП 720, есть обоснованные требования к установкам, они должны соответствовать Сертификатам Технического регламента транспортного средства. Должен устанавливаться на автомобили, которые относятся к категории М2, М3, а также N2, N3, и имеющие массу больше 3,5 тоны, а посадочных мест от 8 и выше. ПП №720 указывает, что тахографы обязателен для автотранспорта, который занимается перевозками на коммерческой основе. Недопустимо монтировать какие-либо прочие, к примеру, китайского производства, российского, израильского или корейского и прочего.

Приказом Министерства №36, указано устанавливать тахографы с блоком фискальной памяти СКЗИ. При этом если тахограф был установлен до 01.04.2013 года, заменять их после срока окончания калибровки, на транспорте, который относится к категории N2, N3, М2 и М3. Исключение – транспорт, который занимается транспортировками  пассажиров в городе и пригороде на регулярных маршрутах, а также транспорт, имеющий лицензию на международные рейсы. 

Тахографы отечественного образца не соответствуют международным нормам, соответственно, согласно закона, не могут устанавливаться.

Среди обилия законодательной базы, следует понимать, что ПП №920 выше ПМТ №36. Соответственно, неоднозначность законодательной базы относительно требований к самому тахографу, задействуют противоречащие законодательные акты между собой.

Выход из сложившейся ситуации

Несмотря на временную бессрочную отсрочку, не стоит ожидать полную отмену применения тахографов, а направить временную передышку в нужное русло. За это время стоит обзавестись тахографом, который будет полностью подходить под установленные нормы Международных сертификатов по одобренному типу. Примечательно – в машины, которые имеют регистрацию до 16.06.2010 г., можно установить цифровой или аналоговый тахограф по личному желанию. А вот авто, которые выпушены с производства после этого периода, на территории страны, должны иметь исключительно цифровую модель. Даже если рассматривать вариант, что Приказ №36 не будет, то все автомобили, в обязательном порядке, должны будут иметь международную лицензию, которая позволит продолжить беспрепятсвенную эксплуатацию такого тахографа.  Также следует отметить, что стоимость тахографов, которые имеют криптозащиту СКЗИ от 15000 р. и выше.

тахографы для автомобилей

Обязанности и ответственность за установку, эксплуатацию разных моделей в стане возложено на Министерство транспорта. Оно возложило часть своих обязанностей на ФБУ. Исполняет обязанности -  «Агентство автомобильного транспорта «Росавтотранс», которое четко следит за соблюдением норм изменения законодательной базы. 

За соблюдение режима роботы и сна водителя, отвечает Минтранс, издаваемыми приказами и актами, а вот за частичное возмещение средств, которые были потрачены на установку – Минэкономрозвития, за счет социального налога.

 Евросоюз

В  Евросоюзе, ситуация с установками контролирующими работу и отдых водителей, довольно проста – автомобиль не имеет права пересечь границу Евросоюза без тахографа. Также обязательно наличие цифрового тахографа у автомобилей, после 16.07.2011 года  важно отметить, что практически каждый европейский автомобиль имеет уже вмонтированный тахограф ЕСТР, который соответствует нормам Международного соглашения.

Транспорт, который имеет необходимость пересечь границу, имея на борту аналоговый тахограф, должен иметь как при себе, так и в тахографе «шайбы» за последние 168 часов. При наличии цифрового тахографа, должна быть личная карта водителя, информация с которой снимает раз в 29/90 дней. Снятая информация с оборудования хранится не менее 5 лет в той организации, к автопарку которого принадлежит авто. Важно знать, что карточка водителя тахографа по типу ЕСТР и СКЗИ несочетаемы между собой, таким образом, установка тахографов различных модификаций в одном транспортном средстве – недопустима, согласно приказу №36 и ЕСТР.